Железная дорога в транспортной инфраструктуре нашей страны играет огромную роль и занимает второе место по грузообороту после трубопроводного транспорта.
Железнодорожный транспорт позволяет перевозить грузы различных категорий: от наливных до насыпных. При этом при транспортировке груза по железной дороге имеется возможность массовых перевозок, то есть железная дорога обладает высокой провозной способностью. Высокая скорость и регулярность (нет зависимости от погодных условий) перевозок делает железнодорожную транспортировку удобной и эффективной.
Благодаря строительству железнодорожных путей имеется возможность прямой связи между составными частями крупных предприятий, что позволяет модернизировать и оптимизировать производственные процессы. Следует также отметить, что строительство железной дороги возможно на любой сухопутной территории, а использование мостов и тоннелей позволяет организовать кратчайшие связи между пунктами перевозки.
Строительство железнодорожных путей это очень ответственный и объемный процесс, включающий в себя множество этапов и зависящий от множества факторов. Что бы определить стоимость строительства 1 километра железнодорожных путей необходимо учитывать природные особенности территории и экономические факторы.
К природным факторам, влияющим на расчет стоимости строительства путей, относят следующие: геологические, гидрологические, климатические, топографические. Так на стоимость строительства будет оказывать влияние геологическое строение участка, уровень залегания грунтовых вод, свойства грунтов; наличие на трассе будущей железной дороги водных преград, болот, вечной мерзлоты и т.д. Рельефные и ландшафтные особенности могут вызывать трудности и приводить к удорожанию строительства железной дороги.
Так, например, при прокладке жд путей по равнинной и степной местности или в горах, лесу, стоимость строительства будет сильно отличатся. Не стоит забывать и о климатических условиях. При производстве строительных работ в неблагоприятных климатических условиях необходимо учитывать и дополнительные ресурсы на организацию работ.
Среди экономических факторов следует выделить удалённость объекта строительства от ресурсных баз, как трудовых, так и материальных, что влияет на стоимость доставки. Сюда же можно отнести и стоимость материалов для строительства, задействие спецтехники, а также объем земляных работ. После анализа всех имеющихся данных и оценки факторов делается выбор технологии строительства, что также оказывает влияние на стоимость вновь возводимых путей.